Почему не заводится двигатель: основные причины и обзор диагностики
Если автомобиль не заводится, причины обычно лежат в одной из трёх систем: аккумулятор (питание), стартер (механическая передача вращения) или топливно-воздушная/зажигания (подача топлива и искрообразование). В этой статье подробно разберём последовательность действий для быстрой самостоятельной диагностики и временных решений, а также подскажем, на что обратить внимание при обслуживании.
Базовые условия запуска двигателя
Для успешного запуска рабочему двигателю с нормальной компрессией необходимо: поступление топлива, наличие искры в цилиндрах и достаточная мощность аккумулятора, чтобы провернуть стартер. При установленной охранной системе автомобиль должен быть снят с охраны.
Проблемы с аккумулятором: как быстро проверить и что делать
Один из самых распространённых источников неисправности — разряженный или плохо контактирующий аккумулятор.
Симптомы и первичная проверка
Если при повороте ключа приборная панель гаснет — проверьте клеммы аккумулятора и провод «массу» на кузов. Часто причиной бывает окисленная клемма или ослабший контакт. Также аккумулятор может быть полностью разряжен.
Простые способы проверки заряда
Включите ближний свет и нажмите на гудок — звук должен быть ровным и громким. Если в машине установлена хорошая аудиосистема, можно запомнить уровень громкости, при котором магнитола выключается на нормальном аккумуляторе, и проверить, как это происходит сейчас.
Что делать при разряде
При полностью севшем аккумуляторе можно попробовать «прикурить» от другого автомобиля. Если это не помогло — аккумулятор требует зарядки или замены.
Проблемы со стартером: диагностика и временные решения
Если аккумулятор в порядке, но стартер не крутит — необходимо диагностировать сам стартер и связанные с ним контакты.
Щелчок при попытке запуска
Если слышен щелчок, но стартер не крутит при исправном аккумуляторе — вероятно неисправно втягивающее реле стартера или окислены его контакты. Первым делом очистите внешние контакты. Если не поможет — разберите втягивающее и очистите внутренние контакты или при необходимости замените втягивающее.
Временные приёмы
Для временного восстановления работы можно слегка постучать по втягивающему ключом, пока помощник пытается заводить. В некоторых случаях стартер запускают напрямую, замыкая силовые контакты, но это следует делать только при уверенности в публикации и с соблюдением мер предосторожности.
Стартер не реагирует совсем
Если при повороте ключа нет даже щелчка — проверьте тонкий провод, идущий к втягивающему (контакт к кнопке «пуск»), возможно он отошёл. Его можно слегка поджать плоскогубцами.
Стартер крутит, но двигатель не проворачивается
Если стартер активно крутит, но коленвал двигателя не проворачивается или звук слабый и звенящий — возможны проблемы с бендиксом стартера или повреждены зубья венца маховика. В этом случае стартер не передаёт вращение на двигатель и необходима разборка и ремонт.
Как завести машину с толкача (покатить)
Если стартер неисправен, автомобиль можно завести с толкача (при механической коробке передач): водитель остаётся в салоне, рычаг в нейтрали, помощники разгоняют автомобиль до устойчивого качения. Включают зажигание, нажимают сцепление, переводят в нужную передачу (с толкача обычно вторая; при буксировке на тросе — третья), отпускают и снова нажимают сцепление. По приборам или звуку выхлопа оценивают результат. Если двигатель завёлся — ставят на нейтраль и дают знак помощникам остановиться.
Отсутствие искры: диагностика системы зажигания
Если стартер крутит «бодро», но двигатель не заводится — вероятно проблема в зажигании или подаче топлива. Для проверки искры используйте свечу зажигания:
- Выкрутите свечу, наденьте на неё высоковольтный провод и положите корпус свечи на металлическую часть двигателя для контакта с массой.
- Попросите помощника прокрутить стартером и наблюдайте искру между электродами свечи.
На инжекторных двигателях дополнительно обратите внимание на индикатор CHECK при включении зажигания: если лампочка не загорается, это может указывать на отсутствие питания ЭБУ (перегорел предохранитель или обрыв питания).
Особенности проверки на 16-клапанных двигателях
Можно извлечь одну катушку (например, цилиндра 1), подключить к ней свечу и положить свечу на корпус двигателя, затем прокрутить стартером и посмотреть наличие искры. Проверяйте по парам цилиндров (1 и 4; 2 и 3 и т. п.).
Типичные причины отсутствия искры
Причины могут быть: выход из строя катушки зажигания, коммутатора, датчика положения коленвала (при его неисправности искры не будет), повреждение проводки или предохранителя. На карбюраторных автомобилях дополнительно проверяют датчик Холла, бегунок и контакты распределителя («трамблёр»).
В полевых условиях диагностика часто сводится к замене подозрительных элементов на заведомо исправные (взятые, например, у соседей по гаражу).
Проблемы с топливной системой: карбюратор и инжектор
Если искра есть, но двигатель не заводится, причина, скорее всего, в топливной системе.
Карбюраторные автомобили: проверка подачи топлива
- Отсоедините выходной шланг бензонасоса от карбюратора и опустите его в чистую ёмкость. Несколько коротких прокрутов стартером по 3–5 секунд должны дать равномерную сильную струю бензина.
- Если бензонасос исправен, вручную потяните тросик акселератора — в карбюраторе должна появиться струя топлива.
- Снимите верхнюю часть карбюратора и проверьте наличие бензина в поплавковой камере. При отсутствии топлива и исправном насосе — снимите и промойте карбюратор, продув его воздухом; возможно, засорились жиклёры или сеточка фильтра.
Инжекторные автомобили: проверка бензонасоса и давления
- При включении зажигания послушайте, завёлся ли бензонасос (короткий гул). Если он не гудит — проверьте предохранители и питание насоса.
- При возможности снимите бензонасос и подключите его напрямую к аккумулятору двумя проводками для проверки работоспособности (делайте это с особой осторожностью, чтобы не допустить искры рядом с бензином).
- Проверить подачу топлива можно, нажав на клапан давления в топливной рампе — должна появиться сильная струя топлива. Давление в системе должно быть не менее ~2,5 бар; слабая струя указывает на забитый топливный фильтр или сеточку бензонасоса — элемент следует заменить.
Меры предосторожности при диагностике
Работая с электричеством и топливом, соблюдайте базовые правила безопасности:
- Не создавайте искр рядом с бензином и его парами.
- При подключении бензонасоса напрямую к аккумулятору следите за направлением струи топлива и избегайте источников возгорания.
- Избегайте работы с прогретым двигателем при утечках топлива и не курите рядом с машиной.
Краткие рекомендации и порядок действий при неудачном запуске
- Проверьте аккумулятор: клеммы, заряд, признаки питания приборов.
- Если есть щелчок, но стартер не крутит — осмотрите втягивающее реле и контакты.
- Если стартер крутит, проверьте наличие искры свечей.
- Если искра есть — проверьте подачу топлива: бензонасос, давление и состояние фильтров.
- При затруднениях используйте временные методы (прикуривание, запуск с толкача) и обращайтесь в сервис для полноценной диагностики.
Применимость
Описание пригодно для большинства автомобилей с бензиновыми двигателями, включая популярные модели с карбюраторным и инжекторным впрыском. Для некоторых моделей, например старых Лада, последовательность действий и расположение предохранителей может немного отличаться.
Заключение
Последовательная и системная проверка трёх ключевых узлов — аккумулятора, стартера и системы «топливо/зажигание» — позволяет быстро локализовать причину, почему не заводится двигатель. Многие неполадки можно временно устранить самостоятельно, но при сложных неисправностях лучше обратиться к профессионалам для точной диагностики и безопасного ремонта.