Проблема: ошибки P0123 и P1693 — краткое описание ситуации
В результате диагностики двигателя на Nissan Patrol были получены коды ошибок P0123 и P1693. Симптомы: периодическое троение двигателя, потеря мощности при нажатии на педаль газа, появление синего дыма при холодном запуске, ошибки загораются во время движения и исчезают после глушения/заводки или отключения аккумулятора. Также в обсуждении упоминали наличие сигнализации и то, что «дроссельной заслонки нет» (возможная путаница между механическим дросселем и электронным датчиком педали).
Что означают коды ошибок
P0123 — датчик положения дроссельной заслонки / педали (Throttle/Pedal Position Sensor)
Код P0123 обычно указывает на высокий входной сигнал от датчика положения дроссельной заслонки или датчика положения педали акселератора (TPS или APP). Это означает, что ЭБУ получает напряжение или сигнал выше допустимого диапазона, либо сигнал прерывается/шумит. На современных автомобилях с электронной дроссельной заслонкой тонкая разница: может быть неисправен сам датчик в корпусе заслонки либо датчик положения педали.
P1693 — проблема иммобилайзера / транспондера (иммобилизационная цепь)
Код P1693 обычно связан с системой иммобилайзера или с ошибкой идентификации ключа/транспондера. Это может означать потерю связи между блоком управления двигателем и блоком иммобилайзера, некорректную работу ключа с чипом, вмешательство сигнализации или проблемы с питанием/сигнальными цепями, отвечающими за авторизацию запуска.
Типичные симптомы при этих ошибках
- Интермиттирующее троение двигателя и потеря мощности при нажатии на педаль газа.
- Коды появляются по ходу движения, иногда пропадают после гашения/перезапуска двигателя.
- Появление синего дыма при запуске (возможен масляный подсос или избыточное горение масла).
- Ошибки P0123 и P1693 могут появляться одновременно, если сбои в электрике/питании или внешняя сигнализация влияет на цепи управления.
Возможные причины по каждому коду
Причины появления P0123
- Неисправность датчика положения дросселя (TPS) или датчика положения педали (APP).
- Повреждение проводки — обрыв, короткое замыкание на массу или +12В, коррозия контактов, плохой контакт в разъёмах.
- Неправильная калибровка/сбой электронного дросселя (если установлен электронный throttle-by-wire).
- Проблемы с опорным напряжением (5 В) или земли ЭБУ.
- После вмешательств в систему зажигания/сигнализации возможны помехи на сигнальной линии.
Причины появления P1693
- Неисправность блокировки иммобилайзера, потеря связи между ключом и иммобилайзером, повреждение транспондера в ключе.
- Проблемы в цепях питания/связи между блоками (коррозия разъёмов, плохая масса, перебои питания).
- После установки/сбоя сигнализации может возникать конфликт или блокировка запуска.
- Сбой программного обеспечения ЭБУ или блока иммобилайзера.
Пошаговая диагностика — что проверить в первую очередь
Ниже приведён практический план действий, который поможет локализовать проблему и минимизировать лишние расходы.
1. Считать и проанализировать коды с помощью надежного сканера (желательно CONSULT для Nissan)
Проверьте наличие дополнительных кодов, фриз-кадров (freeze frame) — при каких условиях появлялась ошибка (обороты, нагрузка, температура). Это даст направление для дальнейшей проверки.
2. Проверка питания и массы
Проверьте состояние аккумулятора, напряжение при запуске, а также надежность массовых соединений на кузове и моторе. Частые перерывы питания или плохая масса вызывают ложные или интермиттирующие ошибки.
3. Визуальный осмотр проводки и разъёмов
Осмотрите разъёмы датчика положения дросселя/педали, разъёмы иммобилайзера, разъёмы возле ЭБУ. Ищите коррозию, залитые контакты, заломы проводов, следы нагрева.
4. Проверка датчика положения дросселя / педали
Измерьте опорное напряжение (обычно 5 В), сигналный выход датчика на пустой хх и при нажатии педали — сигнал должен плавно изменяться, без скачков и прерываний. Если дроссель механический отсутствует (в некоторых системах есть только педаль APP и электронный модуль), проверьте именно APP.
5. Проверка системы иммобилайзера и ключей
Испытайте заводские и запасные ключи. Если есть индикатор иммобилайзера на панели — посмотрите на его поведение при попытке запуска. Проверка регистрации ключа и связи с блоком иммобилайзера должна выполняться диагностическим оборудованием.
6. Учитывайте влияние сигнализации
Сторонние охранные устройства иногда вмешиваются в цепи зажигания или блокируют запуск (транзисторные блоки, реле и пр.). Временно отключите сигнализацию или снимите её предохранители/реле для проверки.
7. Сброс и повторная проверка
Отключение аккумулятора иногда «сбрасывает» ошибки, но это не лечит первопричину. После сброса необходимо провести дорожные испытания и повторно считать коды — если ошибка вернулась, продолжать диагностику.
Особенности при появлении синего дыма и троении
Синий дым указывает на сгорание моторного масла. Возможные причины:
- Изношенные направляющие клапанов или маслосъёмные колпачки;
- Утечки масла в турбину (если есть турбина) с последующим продувом в выхлоп при запуске;
- Избыточная подача масла из-за неисправного вентиляции картера;
- Повышенный расход масла при пропусках зажигания.
Если синий дым сопровождается троением и ошибками датчика положения дросселя/педали, сначала устраните электрические/датчиковые неисправности (чтобы двигатель работал корректно), затем проверяйте механические причины дымления.
Рекомендации по ремонту и профилактике
- Начните с простых проверок: клеммы аккумулятора, массы, визуальный осмотр разъёмов.
- Проверьте и при необходимости замените датчик положения дросселя/педали — только после подтверждения его неисправности тестами.
- Если код P1693 подтверждается — проверьте ключи и модуль иммобилайзера; при необходимости выполняйте процедуру привязки ключа в сервисе.
- Избегайте попыток «лечить» проблему отключением аккумулятора как постоянного решения — это временная мера.
- При наличии сторонней сигнализации временно отключите её, чтобы исключить влияние на цепи запуска и иммобилайзера.
Когда нужно обращаться в сервис
Если вы не готовы проводить электрические измерения и работу с ключами/иммобилайзером, или если после выполнения базовой диагностики проблема остаётся — обратитесь в специализированный сервис. Особенно рекомендуется диагностика с использованием фирменного оборудования (как CONSULT для Nissan), так как некоторые коды и процедуры программирования ключей специфичны для производителя.
Краткое резюме
Код P0123 чаще всего указывает на проблемы с датчиком положения дросселя или педали (TPS/APP) или с их проводкой. Код P1693 связан с иммобилайзером/транспондером и сигнализирует о проблемах авторизации запуска. Совокупность этих ошибок проявляется интермиттирующим троением, потерей мощности и в некоторых случаях — синим дымом. Последовательная диагностика питания, масс, разъёмов, датчиков и иммобилайзера, а также проверка работы сигнализации и состояния ключей поможет найти и устранить первопричину.