Toyota RAV4 пятого поколения: обзор характерных проблем и рекомендации для владельцев поддержанных автомобилей

Toyota RAV4 пятого поколения — один из мировых бестселлеров, который после официального выхода в марте 2018 года быстро занял прочное место и на российском рынке. Модель строится на платформе TNGA‑K (та же платформа, что и у Camry XV70), комплектуется бензиновыми рядными четырёхцилиндровыми двигателями семейства Dynamic Force (M20A FKS 2.0 и A25 FKS 2.5), а также гибридными силовыми установками. Дизельные версии отсутствуют. Российская сборка стартовала во второй половине 2019 года на заводе Toyota в Ленинградской области.

В статье приведён системный обзор типичных «слабых мест» этой генерации RAV4, практические признаки неисправностей и рекомендации по диагностике и обслуживанию при покупке или эксплуатации подержанной машины.

Двигатели и связанные с ними проблемы

Общие моменты

Серьёзных системных претензий к двигателям и трансмиссиям, собранным в России, выявлено не было. Вместе с тем отмечаются отдельные типичные неисправности, которых следует ожидать и проверять при осмотре автомобиля.

Второй кислородный датчик (после катализатора)

Одна из частых мелких поломок — отказ кислородного датчика, расположенного после катализатора. Проявляется обычно после 20–30 тыс. км пробега следующими признаками:

  • потеря тяги и «тупление» автомобиля;
  • увеличение расхода топлива;
  • ошибка в памяти ECU — P101.

Датчик иногда пытаются почистить, но обычно его приходится заменять.

Проблемы, связанные с системой EGR и теплообменниками

На некоторых двигателях семейства Dynamic Force в других моделях фиксировалось разрушение теплообменника системы EGR, что приводило к попаданию антифриза в цилиндры и серьёзным последствиям. Toyota в таких случаях ссылается на коррозию из‑за некачественного топлива, поэтому производитель нередко отказывает в гарантийном покрытии. На RAV4 пятого поколения фатальные случаи подобных повреждений пока в открытых источниках массово не зафиксированы, но это риск, о котором нужно помнить.

Проблемы, характерные для 2.5 (A25 FKS)

  • Пластиковый ролик натяжителя ремня вспомогательных агрегатов. Ролик изготовлен из пластика и в ряде случаев истирается до предела до 100 000 км — риск порвать ремень. На пробегах, приближающихся к этому значению, ролик следует проверять и при необходимости заменять.
  • Регулирующий клапан охлаждающей жидкости (термостатический элемент) может выйти из строя на аналогичных пробегах. Признак — появление на приборной панели сообщения «Мощность двигателя снижена» и запись ошибки P26815, при этом двигатель работает нормально, антифриз в норме. Замена возможна своими силами при наличии навыков.
  • Течения моторного масла (фиксировались на других моделях с этим мотором) обнаруживались на небольших пробегах 50–60 тыс. км: основными очагами утечек были крышка головки блока и стык поддона с блоком цилиндров.

Двухлитровый мотор (M20A FKS)

Зафиксированы единичные случаи поломок топливных форсунок; вероятная причина — использование некачественного топлива. В целом модель чувствительна к качеству топлива и заливаемых жидкостей.

Трансмиссии и привод: что проверять

Компоновка и варианты

2.5‑литровый мотор на российском рынке устанавливался преимущественно на полноприводные версии и работал в паре с восьмиступенчатым автоматом UB80F. Двухлитровые версии могли быть переднеприводными (с 6‑ступенчатой МКП или CVT K‑120) или полноприводными (только CVT).

CVT K‑120 и классический автомат

  • Вариатор K‑120 имеет механическую «первую передачу» и в целом считается менее уязвимым к резким стартам и пробуксовкам по сравнению с обычными бесступенчатыми CVT.
  • Тем не менее качество трансмиссионных жидкостей критично для ресурса как вариатора, так и 8‑ступенчатого автомата. Рекомендуется использовать оригинальные жидкости Toyota и заменять их каждые 30–40 тыс. км, не допуская превышения интервала в 60 тыс. км.
  • Нарушение работы системы охлаждения трансмиссии и грязная охлаждающая система чреваты перегревом и серьёзными последствиями.

Типичные неисправности и предупреждающие признаки

  • На некоторых моделях с CVT и автоматами отмечались люфт обоймы центрального подшипника — возникает чаще на больших пробегах, но может проявиться раньше при агрессивной езде. Симптом — аварийная лампа на приборной панели или сильный гул — в таких случаях нужна срочная диагностика.
  • Механическая 6‑ступенчатая коробка отличается высокой надёжностью; ресурс сцепления в механике часто превышает 150 тыс. км.

Полноприводная система и раздаточная коробка

Полноприводные версии RAV4 пятого поколения имели заметные проблемы в ранних выпусках:

  • При переключении между передним и полным приводом появлялись ненормальные шумы.
  • В 2019 году Toyota выпустила сервисный бюллетень, указав первопричину: прерывистое скольжение контактного диска-якоря и наружной пластины электромагнитной муфты раздаточной коробки из‑за загрязнения продуктами износа внутренней шестерни. Предписывалась замена муфты и сопутствующих деталей.
  • В ноябре 2021 года вышел очередной бюллетень, предписывавший замену всей раздаточной коробки на модернизированный агрегат и перепрограммирование блока управления. Проблема решалась не у всех машин и давала рецидивы.

При покупке подержанного RAV4 обязательно проверьте, подпадает ли автомобиль под действие сервисных бюллетеней, и уточните у продавца факт замены и перепрошивки. Новая раздаточная коробка — дорогостоящая и дефицитная деталь; ожидание запчасти может занять месяцы.

Ходовая, рулевое и подвеска

Ходовая часть

Ходовая RAV4 демонстрирует хорошую живучесть:

  • Сайлентблоки рычагов при должном обслуживании могут служить до 200 000 км, хотя на 30–40 тыс. км нередко появляются начальные следы износа — складки и потертости, которые обычно не критичны.
  • Производитель не предусматривает отдельной замены сайлентблоков — они меняются вместе с рычагом, но практикующие мастера перепрессовывают резинометаллические вставки, а на рынке доступны более‑менее годные аналоги.
  • Наконечники рулевых тяг, шаровые опоры и ступичные подшипники обычно хорошо ходят.
  • Амортизаторы нередко требуют замены на пробегах около 70–80 тыс. км, хотя встречаются случаи более долгой службы.

Рулевой механизм

Рулевая рейка вызывает неоднозначные отзывы:

  • У части машин уже после 50–60 тыс. км появляется постукивание и похрустывание в рулевом управлении. Звуки могут проявляться внезапно (после стоянки или при вращении руля на месте), исчезать и появляться снова.
  • Некоторые владельцы игнорируют постуки и продолжают эксплуатацию десятки тысяч километров без фатальных последствий. Другие пытаются локально решать проблему (замена отдельных компонентов рейки, применение фирменных реек и смазок), что даёт временное облегчение.
  • Единственный надёжный способ — полная переборка рулевой рейки в специализированной мастерской.

Кузов, электрика и эргономика — и что характерно для российской сборки

Отдельные моменты, на которые стоит обратить внимание при покупке или эксплуатации:

  • Лококрасочное покрытие и лобовое стекло: покрытие и стекло относительно нежные — мелкий камень может привести к сколу краски или трещине стекла. Однако коррозионная стойкость кузова хорошая: применяется оцинкованный металл, поэтому сколы долго не ржавеют.
  • Электроприводы багажника и бесключевой доступ: на некоторых автомобилях (в среднем через 3–4 года) начинают барахлить электроприводы дверей и багажника. Временное решение — отключение аккумулятора, но в итоге требуется замена приводов. Проблемы с бесключевым доступом (не запираются/не открываются двери или самопроизвольные срабатывания) часто лечатся только заменой дверных модулей/ручек.
  • Протечки через крепление рейлингов: на ряде машин отмечались протечки в салон через крепления рейлингов, вплоть до появления разводов на потолке. Дилеры пытались устранять дефект модернизированными клипсами и улучшенными прокладками, но эффект часто временный; владельцы находят решения на профильных форумах.
  • Локальная проблема российской сборки: часть перечисленных проблем, связанных с протечками и электроникой, встречается преимущественно на автомобилях с питерской (российской) сборкой. В автомобилях из других стран эти дефекты явно реже фиксируются.

Практические рекомендации при покупке и эксплуатации

  • При осмотре подержанного RAV4 проверьте историю обслуживания и наличие исполнения сервисных бюллетеней (особенно по раздаточной коробке).
  • Загляните в память ECU на предмет ошибок: P101 (O2 sensor), P26815 (клапан охлаждающей жидкости) и ошибки привода полного привода (например, C13 F700), а также сообщения на приборной панели.
  • Проверьте состояние ролика натяжителя, ремня, признаки утечек масла, состояние охлаждающей системы и уровни жидкостей.
  • Уточните сроки и качество замены трансмиссионных жидкостей, используемые марки — отдавайте предпочтение оригинальным продуктам Toyota.
  • При диагностике подвески обратите внимание на рулевую рейку (постуки), состояние сайлентблоков, амортизаторов и ступичных подшипников.
  • Проверьте герметичность вокруг рейлингов и работу электроприводов багажника и бесключевого доступа.

Заключение

Пятое поколение Toyota RAV4 — в целом надёжный и выверенный кроссовер, лишённый явных системных дефектов у машин российской сборки. Тем не менее у модели есть характерные «узкие места»: кислородный датчик после катализатора, вопросы с EGR/теплообменником на родственниках по двигателю, пластиковый ролик 2.5‑литра, возможные течи масла, особенности трансмиссии и раздаточной коробки у ранних полноприводных версий, а также некоторые электрические и кузовные нюансы. При покупке подержанного экземпляра важно последовательно проверить перечисленные узлы, выяснить историю сервисных бюллетеней и обслуживания и оценить качество используемых расходников.

Соблюдение регламентов по замене трансмиссионных жидкостей, внимательная диагностика при появлении первых симптомов неполадок и своевременное обслуживание помогут минимизировать риски и обеспечить долгую и беспроблемную эксплуатацию автомобиля.

Желаем удачи при выборе и эксплуатации RAV4.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь